Приказ № 1688 от 25.05.2016г. Министерства Образования Саратовской области "О введении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Паспорт доступности объекта социальной  инфраструктуры (ОСИ)

Анкета (информация об ОСИ) к паспорту доступности ОСИ

1. Район расположения ОУ, пути движения транспортных средств и детей (обучающихся). 2. Схема организации дорожного движения в непосредственной близости от ДОУ с размещением. 3. Маршруты движения организационных групп детей от ОУ к Памятнику  воинам, Дому Культуры.

Демократические преобразования, происходящие в России, процесс вхождения в мировое экономическое сообщество обусловили изменение отношения общества к проблемам людей с особыми образовательными потребностями.

С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), где говорится о выравнивании  стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к которым  относятся также дети с задержкой психического развития (ЗПР - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка).

По классификации к основным категориям детей с ОВЗ относятся:

- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

- Дети с нарушением речи (логопаты);

- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- Дети с умственной отсталостью;

- Дети с задержкой психического развития;

- Дети с нарушением поведения и общения;

- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:

- снижение работоспособности;

- неустойчивость внимания;

- более низкий уровень развития восприятия;

- недостаточная продуктивность произвольной памяти;

- отставание в развитии всех форм мышления;

- дефекты звукопроизношения;

- своеобразное поведение;

- бедный словарный запас;

- низкий навык самоконтроля;

- незрелость эмоционально-волевой сферы;

- ограниченный запас общих сведений и представлений;

 

Положения  ФГОС предназначены  обеспечить возможность инклюзии детей в ДОУ и  инклюзивного обучения.

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07

В каких случаях положена компенсация родителям на воспитание и образование ребенка-инвалида? 

Государство в правовых актах закрепило обязанность дать каждому ребенку образование, в том числе и ребенку с ограниченными возможностями здоровья, ребенку-инвалиду. Причем делает оно это двумя способами: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе дошкольных и общеобразовательных учреждений, либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств. Родители вправе рассчитывать на компенсацию при обучении детей-инвалидов на дому. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание, образование и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. 

Постановление о денежной компенсации затрат  на воспитание и обучение ребенка - инвалида на дому 

Должны ли родители платить за воспитание и обучение ребенка-инвалида в детском саду?

В соответствии со ст. 52.1 законом РФ «Об образовании» за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается. Пунктом 1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, и пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, определены категории детей с отклонениями в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в указанные образовательные учреждения по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п. 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении). Наличие у ребенка недостатка в психическом или физическом развитии устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. В перечень категорий детей с отклонениями в развитии, установленный названными типовыми положениями, включены дети с иными отклонениями в развитии. Пунктом 1 статьи 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» право устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставлено учредителю. Учредитель вправе не устанавливать родительскую плату за содержание в указанных учреждениях детей с иными отклонениями в развитии при наличии у них соответствующих заключений психолого-медико-педагогической комиссии.